Инвесторов допустят к транспорту и энергетике Частные инвесторы в Китае смогут получить доступ к ряду стратегических отраслей, в которых ранее преобладали госкомпании,-- такое решение было оглашено по итогам заседания Госсовета КНР. Всего в списке значится порядка 80 проектов, в том числе в транспортировке газа и нефти, нефтепереработке, строительстве дорог и портов. Впрочем, лишаться контроля над ключевыми отраслями КНР пока не планирует: инвесторам предлагается в основном участвовать в проектах государственно-частного партнерства. Госсовет КНР в среду одобрил расширение участия частных инвесторов в отраслях "с преобладанием госкомпаний и госинвестиций" -- всего 80 проектов в восьми отраслях; вчера решение было опубликовано в официальных изданиях. Среди "первой очереди" проектов значатся в основном вложения в инфраструктуру, в частности в строительство и обслуживание железных дорог, портов и гидроэлектростанций, развитие возобновляемой энергетики и "чистых" технологий, а также транспортировка нефти и газа (строительство трубопроводов и хранилищ), нефтепереработка и углехимия. Во вторую очередь частный сектор планируется допустить к добыче нефти и газа, коммунальным услугам и обслуживанию аэропортов. Привлекать инвесторов будут как посредством выдачи новых разрешений, так и через совместные предприятия (в форме государственно-частного партнерства, в том числе с иностранными инвесторами), приватизацию и размещение акций госкомпаний на бирже. Премьер-министр Китая Ли Кэцян еще в марте пообещал предоставить рынку "определяющую роль" для более эффективного распределения ресурсов и борьбы с перепроизводством -- сейчас на частные инвестиции приходится лишь 63% общего объема вложений. В правительстве страны обещают запустить все обозначенные проекты "как можно скорее", однако, по оценкам экспертов, процесс разгосударствления едва ли будет быстрым, так как повлечет за собой перераспределение ресурсов в отраслях, попавших под реформу. Так, в один из наиболее обсуждаемых проектов -- фонд по развитию железнодорожной сети -- планируется привлекать ежегодно 200-300 млрд юаней ($32-50 млрд) частных инвестиций, при этом по ранее обнародованному прогнозу China Railway Corporation доля частных вложений в этом году не превысит 10% общей суммы финансирования строительства (720 млрд юаней). Более того, до сих пор не был обнародован план одной из ключевых и наиболее ожидаемых реформ -- банковского сектора, где на четыре госбанка приходится львиная доля выданных кредитов. Во время 2008-2009 годов именно госбанки выделяли льготное кредитование госкомпаниям, удерживая при этом ставки по депозитам на заниженном уровне (что, в свою очередь, подогрело спрос на рынке недвижимости). Впрочем, в марте этого года десять инвесторов (в основном промышленные группы) получили разрешения на создание частных банков, целью которых формально должно стать кредитование среднего бизнеса. Несмотря на очевидные ограничения, реформа позволит избежать наращивания госдолга и оживит экономический рост, считает Цзян Чан из Barclays. В банке прогнозируют, что квартальный рост ВВП Китая в апреле--июне может ускориться до 6,8% против 5,8% в январе--марте; впрочем, годовой показатель едва ли превысит 7,2% (против 7,5% в прошлом году). В банке HSBC ожидают более высокого роста -- на 7,4% и отмечают, что последние решения свидетельствуют о серьезности намерений властей Китая расширить доступ частного капитала и снизить зависимость показателей роста от госинвестиций. Татьяна Ъ-Едовина
|