Проект «Газпрома» «Северный поток — 2» — это вызов авторитету Евросоюза, который Польша намерена решительно отстаивать и защищать.
В августе 2016 года филиалы нескольких западных компаний — E.ON, Engie, OMV, Shell и Wintershall — отказались от участия в проекте «Газпрома» по строительству магистрального газопровода «Северный поток — 2». Во главе консорциума стоит российская государственная монопольная компания.
Совместно с восемью другими государствами — членами ЕС (Хорватией, Венгрией, Литвой, Латвией, Румынией, Словакией, Чешской Республикой и Эстонией) и при молчаливой поддержке еще нескольких стран Польша с самого начала выступала против «Северного потока — 2», с тех пор, когда «Газпром» только объявил о проекте в 2015 году. Этот проект — вызов европейской солидарности и развитию Энергетического союза, флагманского проекта ЕС.
Экономические аргументы в пользу «Северного потока — 2» всегда казались весьма сомнительными, особенно с учетом избыточных мощностей на уже существующих маршрутах транзитных поставок природного газа из России в ЕС. А учитывая значительную зависимость Европы от российского газа и тот ущерб, который проект нанесет украинской экономике, субсидируемой на данный момент ЕС, политические мотивы кажутся очевидными.
С выходом из участия в проекте западных компаний доводы против «Северного потока — 2» представляются еще более весомыми. Проект, ранее казавшийся спорным, теперь больше похож на троянского коня, который грозит дестабилизацией экономики и политических отношений внутри Евросоюза.
Организации и учреждения ЕС, для которых основополагающие принципы и единство блока должны являться приоритетными задачами, до сих пор не смогли занять твердую позицию по «Северному потоку — 2». Предложение президента Европейской комиссии Жана-Клода Юнкера о том, что может быть найдено «правовое решение», еще должно во что-то воплотиться.
Польша и другие государства Центральной и Восточной Европы — члены ЕС — призвали комиссию выступить в качестве гаранта соглашений ЕС и потребовать полного соответствия «Северного потока — 2», включая все его офшорные участки, законодательству ЕС.
Комиссии также следует обеспечить защиту наиболее уязвимых государств — членов ЕС от влияния внешней монополии, стремящейся оказать на них политическое давление. Комиссия имеет право пусть если и не заморозить проект полностью, то хотя бы ограничить его воздействие на европейский рынок природного газа и на безопасность поставок.
Поддержка проекта любым государством-членом, равно как и пассивный подход комиссии, результатом которого может стать преференциальное отношение к «Северному потоку — 2» — например, освобождение проекта от рыночных правил, закрепленных в так называемом Третьем энергетическом пакете ЕС, — могут стать предметом правового оспаривания со стороны Польши и других государств в судебном порядке в случае возникновения такой необходимости. Если сфера влияния и компетенции учреждений ЕС будут и дальше оставаться неясными, Польша и ее партнеры будут готовы добиваться такой ясности в судебном порядке.
Поощрение экономических интересов некоторых стран в ущерб безопасности и стабильности других ни в коем случае не должно стать путем для выхода ЕС из существующего кризиса. Необходим отказ от краткосрочных индивидуальных выгод в пользу соблюдения интересов ЕС в целом. Нельзя допустить, чтобы «Северный поток — 2» стал примером того, как ЕС закрывает глаза на собственные интересы.
(Цит. по Financial Times)
|