Как стало известно, у ЛУКОЙЛа возникли проблемы на Каспии — единственном регионе шельфа, куда допущена крупнейшая в стране частная нефтекомпания. Подвели нефтяников судостроители. Как утверждает в обращении к президенту Владимиру Путину глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) срывает сроки строительства шельфовой платформы, из-за чего срок запуска крупного месторождения им. Филановского может быть сдвинут на конец 2016 года. Сами судостроители объясняют задержку проблемами с финансированием, пишет “Коммерсантъ”.
В конце октября глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов обратился к президенту страны Владимиру Путину с просьбой дать указания ОСК и правительству вовремя сдать шельфовую платформу, которая обеспечит добычу на Каспии, рассказали источники, знакомые с текстом письма. Господин Путин поручил главе своей администрации Сергею Иванову разобраться с ситуацией, отмечает один из собеседников. В ЛУКОЙЛе и ОСК эту информацию официально не комментируют.
В письме от 29 октября говорится, что нефтекомпания в соответствии с поручением господина Путина разместила заказы на строительство объектов для разработки шельфа на ряде предприятий в Астрахани, входящих в ОСК. Сейчас речь идет о ЛСП-1 (ледостойкой стационарной платформе), с помощью которой будет разрабатываться месторождение им. Владимира Филановского. Господин Алекперов отмечает, что темпы реализации этого проекта вызывают сомнения “в части осуществления их в установленные сроки” — апрель-май 2014 года. По словам главы ЛУКОЙЛа, из-за короткого навигационного периода на Каспии задержки могут сдвинуть ввод месторождения на год.
Вагит Алекперов просит “устранить отставание и не допустить срыв сдачи ЛСП-1″.
Собеседники среди судостроителей подтверждают, что верхнее строение платформы должно быть сдано к маю 2014 года, но “ситуация станет критической, если строение не отправится в море до ноября”.
ЛУКОЙЛ открыл месторождение им. Филановского в 2005 году. Его извлекаемые запасы нефти по категориям С1+С2 составляют 153,1 млн тонн, а газа по С1+C2 — 32,2 млрд кубометров. Эксплуатационное бурение ЛУКОЙЛ планировал начать в 2014 году, а добычу нефти — в конце 2015 года. Рядом расположен другой проект ЛУКОЙЛа — месторождение им. Юрия Корчагина. До 2025 года компания собирается направить на оба проекта $29 млрд. В российский бюджет проекты ЛУКОЙЛа на Каспии должны принести в зависимости от налогового режима до 2039 года $41,5-166 млрд.
Для ЛУКОЙЛа Каспий — стратегически важный регион. В церемонии начала добычи на месторождении им. Корчагина участвовал Владимир Путин. Свои успехи в работе на Каспии топ-менеджеры ЛУКОЙЛа постоянно вспоминают при попытках добиться от государства снятия ограничений по работе на шельфе для частных компаний. При этом ЛУКОЙЛ уже переносил на полгода срок ввода месторождения им. Корчагина, также в связи со смещением срока сдачи ряда объектов, отмечает аналитик “Анкоринвеста” Сергей Вахрамеев. Для компании проекты на Каспии в последние годы стали ключевыми, за счет них она рассчитывала остановить падение добычи в России, говорит он. После покупку “Самары-нафта” производство нефти ЛУКОЙЛом стабилизируется, но у компании более амбициозные планы, поэтому ей важно запустить добычу на месторождении им. Филановского в срок.
Астраханская группа “Каспийская энергия” (после консолидации ОСК переименована в “Росшельф”) получила контракт ЛУКОЙЛа на строительство ЛСП-1 для месторождения им. Владимира Филановского в 2011 году. Генподрядчиком контракта является ОСК, а генеральным субподрядчиком — ООО “Каспийская Энергия Проекты”. Стоимость проекта оценивалась в 14 млрд руб., но, по словам источников, “из-за того, что верхнее строение пришлось частично перепроектировать, финальная цена выросла”. В мае завод “Лотос” (входит в “Росшельф”) спустил опорные блоки для ЛСП-1, верхнее строение платформы строит другая верфь “Росшельфа” — Астраханское судостроительное производственное объединение.
По словам источников, знакомых с ситуацией, задержка со сдачей верхнего строения ЛСП-1 возникла из-за того, что ОСК “вовремя не предоставила банкам обеспечение по аккредитивам, с помощью которых финансировались закупки оборудования у поставщиков”. Источники говорят, что кредитный лимит был открыт в Сбербанке и Альфа-банке. Они отмечают, что “речь идет о различном технологически важном оборудовании, без которого верхнее строение работать не может”. Собеседники отмечают, что сейчас долг перед поставщиками составляет порядка 1,5-2 млрд руб., но к весне 2014 года “может увеличиться и до 4 млрд руб.”.
“Государственная ОСК изначально создавалась с расчетом на то, что на ее мощностях будут размещаться крупные гражданские заказы российских компаний, в первую очередь под шельфовые проекты, и передача корпорации таких заказов держится именно на политической воле”,— считает Надежда Малышева из PortNews. Но предприятия ОСК “систематически задерживают сроки сдачи заказов, и если позиция государства по их размещению на отечественных верфях не изменится, то заказчикам уже изначально придется закладывать в их стоимость издержки, связанные со срывом сроков или необходимой доработкой”, добавляет эксперт. По ее мнению, “логично, если взамен государство будет компенсировать заказчикам эти потери за счет каких-либо льгот и преференций”. В противном случае, полагает Надежда Малышева, после еще нескольких серьезных проблем частные компании могут отказаться от строительства своей техники в России.
|